Пыталовская земля в древние времена

9 ноября 2015

Край озер, болот и лесов — это, наверное, настоящее обозначение нашего края в далеком прошлом. Сведений о том времени, когда на краю озер и по берегам речек располагались стоянки охотников и рыболовов, немногочисленны. Позднее наша земля была окраиной, где заканчивалась область расселения финно-угорских племен. Более исследован вопрос о заселении края в 6-9 веках. Как латышские, так и московские, псковские археологи сходятся в точке зрения, что пыталовская земля во 2-й половине  первого тысячелетия была краем, где мирно соседствовали племена латгалов и псковских кривичей.

Это видно, к примеру, на памятниках археологии в Азове (латгалы) и Кокшине (кривичи), Зилях (латгалы) и Коровске (кривичи), Бухолове (заутроинское), где на расстоянии 5 км друг от друга расположены латгальские грунтовики и славянские (кривичские) курганы. Жители охотились в местных лесах, ловили рыбу в озерах и реках, которые тогда были крупнее и многоводнее. Явно значительно крупнее были Городищенское озеро, Зобковское. Было озеро на месте Марковского болота в сельском поселении «Линовская волость». Те и другие племена распахивали примитивными сохами небольшие (с присутствием валунов) поля.

В начале 2-го тысячелетия ареалы расселения кривичей в нашем крае расширились. В этот период времени начинается обращение в православие славянских племен. Об этом свидетельствует памятник археологии в урочище Сосновка в  сельском поселении «Скадинская волость». Это жальник с остатками подпятного камня, в котором укреплялся каменный крест. Они в разной степени сохранились. Отдыхающим здесь людям надо знать, что это место — родовой могильник наших далеких предков, и вести себя надо немного менее шумно.

Примерно того же времени такие памятники есть рядом с д.Селиваны в Скадинской волости, в Линовской волости рядом с бывшей деревней Болваны. Об этом месте сохранилось только устное предание о том, что когда в 19 веке здесь поселились на пустоши крестьяне, то в ближайшем лесу на зарастающей полянке еще можно было увидеть остатки деревянных болванов с каменными подставками под некоторыми из них, поэтому якобы и назвали так основанную здесь деревню. Болваны — по местному, а иначе — это языческие боги (идолы), то есть здесь когда-то было, по-видимому, небольшое «капище» местной округи, где были собраны языческие боги (болваны) для отправления религиозных нужд проживающих в округе семей, скорее всего славянских, а, возможно, и смешанных родов.

Хочу обратиться к любителям древностей: только не ищите в этих местах клады. В жертву тогда приносили орудия из кремня, очень редко из бронзы, а обычно — изделия из керамики и меха, а они с течением, времени, за исключением кремня, исчезли. Те читатели, кого интересует этот вопрос, могут почитать дополнительную информацию в изданиях «Вышгородок — форпост древнего Пскова», «Кокшино-600. Россия начинается здесь», в главе об истории края в издании «Материальная и духовная культура пыталовского края».

Н.Цветков, член Союза краеведов России, общество «Энциклопедия российских деревень»